Содержание

Галереи

Спортзалы

Паркур

Спортивное видео

Поиск

Пользовательского поиска

 

Материалы старого сайта находятся здесь

Главная Контакты

Откуда берутся деньги?

Автор: Сергей Гуськов, кандидат исторических наук

Дата: 2010-04-29

Боксер старых времен

Определение спортсмена-профессионала никогда не вызывало особых разночтений – это человек, зарабатывающий себе на жизнь занятиями спортом. Спорт является его профессией. Правда, как мы уже отмечали, в начале XIX века в Англии к профессионалам относили и выходцев из неимущих классов – механиков, рабочих, ремесленников, которым, по мнению английских аристократов, занятия своей основной деятельностью давали определенные «преимущества» в соревнованиях.

Первые профессионалы появились в таких видах спорта, как крикет, теннис, бокс и гребля в конце XVIII века. Принимая во внимание, что профессиональный спорт в США преподносится обычно как «эталон для подражания. Остановимся более подробно именно на его характеристике.

Американские историки отмечают, что по-настоящему идея профессионализма в спорте возникла в США в среде бейсболистов в начале второй половины XIX века. В 1869 году игроки команды «Цинциннати Рэд Стокингс» открыто признались, что получают за игру деньги, и потому решили объявить себя профессионалами. После восьмимесячного турне по городам Америки, в ходе которого было проведено 66 матчей (65 побед и 1 ничья), команда получила «прибыль» в 1 доллар 39 центов… До создания профессиональной бейсбольной лиги владельцами команд являлись сами игроки.

Кого же в то время относили к профессионалам? «Всех игроков, которые играют в бейсбол за деньги или собираются получить после игры компенсацию за свои услуги в качестве игроков, следует считать профессионалами», - так написано в бейсбольном справочнике за 1869 год.

В 1871 году была организована первая профессиональная бейсбольная лига. В 1880 году владельцы команд перешли на систему заключения контрактов с игроками, что позволило прекратить переезды игроков из команды к команду ради более высокой заработной платы и полностью взять контроль над ними.

Бейсбол старых времен

В 1895 году был сыгран первый профессиональный матч по американскому футболу, а тремя годами позже и по баскетболу. Хотя первые профессиональные хоккейные команды проявились в 1902-1903 годах в США, постоянно действующая профессиональная лига была образована в 1917 году в Канаде.

Профессиональный спорт в США начал обретать присущие ему ныне черты в начале 30-х годов, в период притока капитала в спортивный бизнес. Если историки спорта первыми указали на то, что развитие экономики страны оказывает огромное влияние на развитие спорта, то американские бизнесмены первыми обратили внимание на тот факт, что из растущего в стране интереса к спорту можно извлечь прибыль.

Американский футбол

Вплоть до конца 60-х годов профессиональный спорт во многих странах влачил жалкое существование. Исключения, пожалуй, составляли американские бейсболисты и баскетболисты, отдельные европейские футболисты и канадские хоккеисты, а также боксеры, отстаивающие титул сильнейших в мире в тяжелой весовой категории. Многие команды еле-еле сводили концы с концами, а некоторые были и убыточными. Это объяснялось тем, что основным и практически единственным источником доходов профессионального спорта в то время была продажа билетов на соревнования. Посещаемость соревнований считалась камертоном спортивного бизнеса.

В 60-е годы зарплата профессиональных бейсболистов, футболистов и баскетболистов в США не превышала среднего размера зарплаты, получаемой во многих других отраслях экономики. Быть профессиональным спортсменом считалось скорее престижным, чем прибыльным делом, хотя отдельные спортсмены и получали довольно высокую зарплату. 70-е годы вдохнули новую «струю» в спортивный бизнес. Началась эра «долларового восприятия спорта. Связи между спортом и бизнесом становились более тесными. Менялось отношение к спорту как отрасли бизнеса.

Американский социолог спорта Г. Никсон так характеризует то время «Новые спортивные антрепренеры появились на сцене, которых меньше всего беспокоят эстетические аспекты спорта, а больше – деловые вопросы и максимальное извлечение прибыли. Эти люди фундаментально изменили характер спорта в течение последующих 25 лет». Возникает вполне закономерный вопрос, а почему бизнесмены столь резко изменили свое отношение к спорту? Ответ может быть один – он показался им доходным ремеслом.

Теннис старых времен

Конец 60-х – начало 70-х годов в США характеризуется активным вторжением телевидения в спорт – увеличением объема спортивных трансляций. У профессионального спорта появился новый источник финансирования, так как для того, чтобы показать по телевидению какое-либо спортивное соревнование или игру, телекомпания должна купить у организаторов соревнования право на его трансляцию. С появлением этого источника финансирования многие виды профессионального спорта в США обрели финансовую стабильность, а игровые виды спорта – американский футбол, бейсбол, баскетбол и хоккей стали приносить ощутимую прибыль. Это привело к увеличению количества команд в игровых видах спорта и росту средней заработной платы профессиональных спортсменов. Так, напри ер, в Национальной хоккейной лике (НХЛ) количество хоккейных команд возросло с 6 до 21, в национальной футбольной лике (НФЛ) с 14 до 28 и т. д.

Вот как выглядят источники финансирования американских профессиональных команд в игровых видах спорта:

  • продажа билетов на игры;
  • продажа прав на трансляцию игр телекомпаниям;
  • доход от концессии стадионов и дворцов спорта, от парковки автомашин около них во время соревнований;
  • продажа игроков;
  • поступления из центральных фондов лиг;
  • другие поступления (продажа лицензий на эмблему клуба, сувениров, программ, календарей, вымпелов, значков, проценты на капитал и т. д.).

Если в НХЛ и Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) доходы от продажи билетов продолжают пока быть основными, то в НФЛ и Главной бейсбольной лиге (ГБЛ) доходы от телевидения, составляя от 40 до 70 % общего бюджета команд, стали играть решающую роль.

Особенно это заметно на примере НФЛ. В 1986 году суммарный доход лиги составил около 800 миллионов долларов, в том числе от продажи прав на телетрансляцию матчей более 600 миллионов долларов. В 1982 году НФЛ заключила 5-летний контракт сразу с тремя крупнейшими в США телекомпаниями – Эй-би-си, Эн-би-си, Си-би-эс на беспрецедентную в истории спорта и телевидения сумму 2,1 миллиарда долларов.

Американский футбол

Простой арифметический подсчет показывает, что каждая из 28 команд лиги имеет твердый ежегодный гарантированный доход от этих национальных телекомпаний в размере 14-15 миллионов долларов. Если предположить, что на игры какой-либо команды даже не будут ходить зрители, то и в этом случае команда может быть не убыточной, так как на зарплату игроков в командах НФЛ расходуется примерно 11-13 миллионов долларов в год. В этой связи необходимо отметить, что если доход от продажи билетов зависит во многом от таких субъективных причин, как погодные условия, занятость болельщиков в день игры, плохая игра любимой команды, возможность посмотреть матч по телевидению и т. д., то телевизионный доход гарантирован на время заключенного контракта и к тому же вплоть до 1987 года имел тенденцию к увеличению.

Телевизионные доходы составляют также основной источник финансирования при проведении турниров и матчей и при выплате призовых денег в таких профессиональных видах спота, как бокс, теннис, гольф, боулинг, автогонки. Менее зависимы от телевидения конные скачки и профессиональная борьба.

Автогонки

Особо следует остановиться на трансляции профессионального бокса, так как он является одним из наиболее популярных видов спорта среди телезрителей с ВША и других стран мира. Именно трансляции с состязаний по этому виду спорта привели к созданию нового типа платного кабельного телевидения, так называемого в США закрытого циркового телевидения, что позволяет выплачивать боксерам баснословные гонорары (до 12 миллионов долларов). Речь идет о такой трансляции, когда любители бокса могут посмотреть поединок только в специально отведенных для этого кинотеатрах, дворцах спорта, стадионах, ресторанах, владельцы которых купили у организаторов право на эту трансляцию. Естественно, что посетители-телезрители платят за билеты гораздо больше, чем обычно. Поединок меду средневесами М. Хаглером и Т. Хёрнсом в 1985 году принес организаторам только от «закрытого» телевидения доход в 50 миллионов, а между М. Хаглером и Р. Леор\нардом в апреле 1987 года уже около 100 миллионов долларов.

В финансировании таких видов спорта, как футбол (на сей раз всем нам привычный, а не американского образца), теннис, гольф и автогонки, огромную роль играют фирмы-спонсоры, которые, помимо расходов на проведение турниров и соревнований, выделяют также определенные с3ммы на награждение победителей.

Встает закономерный вопрос: откуда телекомпании берут деньги на оплату прав трансляции спортивных соревнований? Дело в том, что телевидение в США и частично в ряде европейских стран носит коммерческий характер. Телекомпании покупают права на трансляцию различных спортивных соревнований и в свою очередь продают время на рекламу товаров и услуг фирмам и корпорациям в этих трансляциях. В конечном счете рекламу оплачивает покупатель, так как деньги, затраченные на нее, фирмы и компании закладывают в цену своих товаров. По скромным подсчетам экономистов, только просмотр «бесплатных» телепередач обходится американскому телезрителю примерно в 350 долларов в год.

Бейсбол

Стоимость одной минуты коммерческой рекламы во время спортивных телетрансляций в США национальными телекомпаниями Э-би-си, Эн-би-си и Си-би-эс колеблется от 35 тысяч до 1,2 миллиона долларов, в зависимости от популярности вида спорта, уровня и ранга соревнований, времени передачи (ночью дешевле, а вечером дороже, чем днем) и количества зрителей, смотрящих данную передачу, или так называемого рейтинга. Наиболее дорогая реклама в США во время трансляций Суперклуба по американском3 футболу и Мировой серии по бейсболу. В 1987 году минута рекламы во время трансляции Суперклуба стоила 1,2 миллиона долларов.

В ФРГ стоимость минуты коммерческой рекламы на экранах государственных телекомпаний АРД и ЦДФ составляет около 60 тысяч марок. Однако в ряде европейских стран, в которых культивируются такие виды профессионального спорта, как футбол, баскетбол, хоккей, бокс, теннис, регби, велоспорт и горнолыжный спорт, телевидение пока не стало основным источником их доходом.

В Европе главную роль в финансовом обеспечение профессионального спорта, играют продажа билетов и дотации фирм-спонсоров. Интересно отметить, что например, в западногерманском и итальянском футболе с каждым годом возрастает доля участия в спонсорстве японских фирм, активно продвигающих с помощью спорта свои товары на европейский рынок.

Раз уж мы заговорили о европейском футболе, нельзя не сказать о такой статье доходов, как продажа игроков. Причем трудно кому-либо отдать предпочтение: и в профессиональных игровых видах спорта в США, и в футбольных клубах Европы и Латинской Америки продажа игроков – обычная «деловая операция».

Первым европейским футболистом, за которого был уплачен миллион фунтов стерлингов, стал игрок сборной команды Англии Т. Фрэнсис. В 1984 году аргентинский футболист Д. Марадона продан итальянской команде «Наполи» за 5 миллионов в том же валютном исчислении, К.-Х. Руммениге (ФРГ) миланскому «Интеру» - за 2,5 миллиона, а мексиканец Ц. Санчес мадридскому «Реалу» - за полтора миллиона фунтов стерлингов.

С 1978 по 1986 год в английских клубах играло 58 иностранцев, за которых было заплачено более 10 миллионов фунтов. Наибольшую сумму в приобретение зарубежных футболистов вложила команда «Тоттенхем» – 1,3 миллиона. Однако продажа игроков, к которой клубы прибегают чаще всего из-за финансовых неурядиц, обычно не помогает им выйти из затруднительного положения.

Итак, можно смело сказать, что как в Америке, так и в Европе профессиональный спорт без финансовой помощи частных телекомпаний и фирм-спонсоров давно уже прекратил бы существование. Кроме того, и это следует подчеркнуть, что в США профессиональный спорт пользуется активной поддержкой федерального правительства, способствующего принятию ряда законов для его процветания.

Профессиональный бокс. Майк Тайсон

Отдельные американские социологи, характеризуя столь гуманное отношение к профессионалам со стороны конгрессменов, объясняют это их идеалистическим восприятием спорта в жизни общества. На самом деле все далеко не так. Правящие круги США давно уже воспринимают спорт как средство отвлечения внимания народных масс от реальных проблем общества, как идеолого-пропагандистское средство по закреплению в сознании американцев господствующих в капиталистическом обществе буржуазных ценностей ориентацией, ярким носителем которых является профессиональный спорт. Не случайно телетрансляции с его арен составляют в США около 80 процентов от общего объема спортивных передач. Культы наживы, силы, грубости и насилия, мошенничества и обмана, победы «любой ценой» – вот те критерии, на которые нацеливает молодое поколение Америки профессиональный спорт.

Став бизнесом, профессиональный спорт утратил многие изначальные качества спорта и превратился в спортивное шоу. «Нет сомнений, что спорт является большим бизнесом с командными позициями в индустрии развлечения», - подчеркивает американский социолог Дж. Сейдиж.

Источник: СЖР 8/87

Просмотров: 4717

Комментарии

Добавить комментарий:

Введите сумму чисел с картинки

ВСТУПАЙ В ГРУППУ !!!


 Tatarstan.Net -