Содержание

Галереи

Спортзалы

Паркур

Спортивное видео

Поиск

Пользовательского поиска

 

Материалы старого сайта находятся здесь

Главная Контакты

Тренажерное устройство для преодоления защитной двигательной реакции тяжелоатлетов

Автор: А. Г. Барабанов, Ю. Т. Черкасов и другие

Дата: 2010-04-23

Выполнение тяжелоатлетических соревновательных упражнений на предельных весах требует значительного напряжения двигательных и психических функциональных систем, которые вызывают различные эмоциональные переживания.

Наблюдения за юными тяжелоатлетами позволили сделать вывод о том, что они решительно приступают к выполнению рывка и толчка на больших весах. Однако преждевременные и частые подходы на побитие личного рекорда, когда спортсмены технически и психически еще не готовы к большим нагрузкам, нередко заканчивается неудачными попытками и травмами. Постепенно у них в сознании формируется представление об опасности - о возможном неудержании штанги над головой, ее падении на них и получении травмы. В результате оценки ситуации и возможных последствий могут возникнуть такие психические состояния, как тревожность и страх, вызывающие целый ряд изменений в деятельности вегетативной, двигательной и психической системах, включая высшие уровни регулирования, связанные с волей, мотивами и т. п. Внешне эти состояния на начальном этапе обучения проявляются в переживаниях, астенических эмоциях, скованных, нерациональных и ненужных движениях, что замедляет формирование навыков.

По мере становления двигательного опыта многократные неправильные действия тяжелоатлетов, сопровождающиеся повышенной тревожностью и страхом, приводят к образованию стереотипа защитных двигательных реакций и нарушению координации движений. Ошибочные движения, вызванные этими реакциями, проявляются следующим образом: 1) в толчке - тяжелоатлет толкает штангу вперед или отставляет плечевые суставы назад; 2) в рывке - тяжелоатлет посылает таз вперед вниз, а подведение плечевых суставов под гриф задерживает.

Образовавшиеся защитные реакции могут носить стойки характер, остро проявляясь в напряженных ситуациях спортивной борьбы. Только в связи с этим, не считая других причин, тяжелоатлеты высокого класса не полностью реализуют свои двигательные возможности, порой не добирают, как замечено нашими наблюдателями на практике, по 10 - 20 кг в каждом упражнении.

Причины этой низкой реализации двигательных возможностей кроются не только в тренировочных планах и отношении самих спортсменов к двигательным установкам тренеров. (Л. П. Матвеев, 1977; И. П. Ратов, 1982), но и в неуверенности атлетов в степени готовности к предстоящей деятельности, которая усугубляет состояние тревожности перед ответственными соревнованиями или подходами. Основными причинами неуверенности у тяжелоатлетов могут быть недостаточная физическая и техническая подготовленность при высоком уровне притязаний, неудачные прогнозы (заявки) начального веса штанги в первом подходе. В состоянии тревожности, вызванном только сомнением в благоприятном исходе значимых для человека ситуаций, по данным М. М. Власовой*), замедляются двигательные реакции и расстраиваются вегетативные функции.

Конечно, тревожность и неуверенность в своих силах мы безоговорочно не относим к основным причинам неудачного подхода или выступления тяжелоатлета. Все зависит от степени тревожности, которая, как установлено спортивными психологами, определяется личностными особенностями и степенью значимости успеха или неуспеха для человека (Е. П. Ильин, 1980; Л. М. Вайнштейн, 1981; Г. Е. Леевик, 1986; и др.). При оптимальных уровнях проявления тревожности и неуверенности у спортсменов может отмечаться достижение максимальных результатов. Но высокая тревожность является обычно нежелательной и приводит к ухудшению деятельности спортсмена. В связи с этим особого внимания заслуживают исследования Е. И. Смаглий, Е. П. Щербакова (1982), В. Э. Мильмана (1983), В. А. Сальникова и др. (1984), в которых установлено, что квалифицированные тяжелоатлеты отличаются высокой соревновательной мотивацией и чрезмерно сильной тревожностью, а эти факторы чаще всего отрицательно влияют на их деятельность, вызывая зажатость и скованность в движениях и различные негативные изменения психических и физиологических функций.

Для регулирования психических состояний спортсменов на тренировочных занятиях и соревнованиях разработаны и апробированы различные психотерапевтические, психотехнические, фармакологические и педагогические методы А. В. Алексеева (1985), Б. А. Вяткина (1981), Е. П. Ильина (1980), Н. В. Цзена (1985). Однако эти методы, как видно из наблюдения на практике, ввиду недостаточной эффективности редко используются тяжелоатлетами для преодоления стереотипа защитных двигательных реакций. В литературе нами не найдены материалы, содержащие методические приемы с использованием тренажеров, которые позволили бы в процессе обучения и совершенствования тяжелоатлетических соревновательных упражнений устранять защитные двигательные реакции, формировать уверенность в безопасном выполнении упражнений на предельных и сверхпредельных весах и овладеть правильной техникой рывка и толчка штанги.

Отсутствие таких тренажеров вызвало необходимость их разработки и использования в практике тяжелоатлетического спорта.

Цель работы - повышение эффективности подготовки тяжелоатлетов за счет предупреждения и преодоления защитных двигательных реакций и формирования уверенности в реализации двигательного потенциала.

Для достижения этой цели нами разработано "Тренажерное устройство для преодоления защитной двигательной реакции".

На рис.1 представлен общий вид устройства.

Рис.1

Рис.1

Устройство содержит штангу 1, нижнюю трособлочную систему 2, ползун 3 с храповой собачкой 4 (рис. 2), направляющую стойку 5 для ползуна, верхнюю трособлочную систему 6, направляющую стойку 7, выполненную в виде швеллера, между полками которого размещается храповая собачка 4. Между этими полками нестационарно закреплен гидротормоз 8. На каждой полке имеются отверстия 9 для упорных болтов 10. Для сохранения натяжения тросовой связи в устройстве предусмотрена регулируемая оттяжка тросов 11, которая состоит (рис. 3) из направляющего корпуса 12, штоков 13, кольца 16 и ролика 17. Гидротормоз 8 применяется для погашения силы падения штанги на помост.

Рис.2

Рис.2

Рис.3

Рис.3

Принцип работы устройства. Во время подъема штанги 1 ползун 3 с храповой собачкой 4 с помощью нижней трособлочной системы 2 перемещается вниз. И наоборот, при опускании штанги 1 вниз ползун 3 с храповой собачкой 4 движется вверх. Прежде чем осуществлять фиксацию штанги 1, необходимо без закрепления упорных болтов 10 проимитировать упражнение (например, толчок от груди) и пометить место, куда максимально опускается храповая собачка 4. А это мест соответствует максимальной высоте положения штанги. Затем болт-упор вставляется в помеченном месте и от этого упорного болта снизу и сверху вставляется по одному-два болта, но так, чтобы собачка не достигала в момент выполнения полуприседа верхнего упорного болта. После всего этого атлет устанавливает на штангу вес, равный личному рекорду или несколько больше, и приступает к выполнению, например, толчка от груди. После выталкивания штанги атлетом собачка на обратном пути цепляет упорный болт, находящийся на соответствующей высоте, и в результате этого штанга зависает на верхней трособлочной системе.

По тому же принципу штангу можно фиксировать в любой точке на участке от максимума ее высоты до помоста.

В целях последовательного преодоления защитной двигательной реакции организма необходимо после правильного выполнения упражнения (например, совмещение проекции грифа штанги с центрами плечевых суставов) на максимальной высоте фиксации штанги в последующем выполнении движений фиксировать снаряд все ниже и ниже до полного отказа помощи спортсмену в удержании штанги. Такой принцип тренировки будет способствовать постепенному переходу от искусственных условий максимальной реализации двигательных возможностей к естественным.

Тренажер может использоваться и в других тяжелоатлетических упражнениях с этой же целью и с целью изменения исходного положения штанги (например, при отработке подъема на грудь из положения выше колен и др.)

Устройство может использоваться на любом уровне подготовленности спортсмена: на этапе обучения - для взаимозависимого формирования необходимых психофизических качеств; на этапе тренировки - для предупреждения возникновения и преодоления стереотипа защитной двигательной реакции.


* Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания. - М.: Просвещение, 1980, с. 141.

Литература

1. А л е к с е е в А. В. Себя преодолеть. - М.: ФиС, 1985.
2. В а й н ш т е й н Л. М. Психология в пулевой стрельбе. - М.: ДОСААФ, 1981.
3. В я т к и н Б. А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. - М.: ФиС, 1981.
4. И л ь и н Е. П. Психофизиология физического воспитания. - М.: Просвещение, 1980.
5. Л е е в и к Г. Б. Личность и деятельность спортсмена-парашютиста. - М.: ДОСААФ, 1986.
6. М а т в е е в Л. П. Основы спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1977.
7. М и л ь м а н В. Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности. - В кн.: Стресс и тревога в спорте. - М.: ФиС, 1983, с. 25 - 46.
8. Р а т о в И. П. Пограничные проблемы биомеханики, психологии и теории обучения движениям. - В кн.: Психология и современный спорт. - М.: ФиС, 1982, с. 42 - 51.
9. С м а г л и й Е. И., Щ е р б а к о в Е. П. Тяжелая атлетика. - В кн.: Эмоционально-волевая подготовка спортсменов. - Киев: Здоров'я, 1982, с 205 - 211.
10. Т и ш и н Н. П. К вопросу об устранении защитных двигательных реакций при обучении юных акробатов. - В кн.: Психологические вопросы спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1967, с. 71 - 76.
11. Цзен Н. В., П а х о м о в Ю. В. Психотехнические игры в спорте. - М.: ФиС, 1985.

Просмотров: 1981

Комментарии

Добавить комментарий:

Введите сумму чисел с картинки


 Tatarstan.Net -